На главную
О журнале Редакция Подписка Архив Авторам Контактная информация

Журнал «Менеджмент и бизнес-администрирование»
№4 / 2019


Системный подход к организации аэронавигационного обслуживания воздушного движения


Борисов И.В.,

соискатель, Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ОАО «ИТКОР»)

Аннотация. В статье обосновывается необходимость технологической и организационно-экономической модернизации отечественной системы оказания аэронавигационных услуг. Дана характеристика организации услуг аэронавигационного обслуживания воздушного движения как высокотехнологичной системы, носящей эргатический характер. Показано, что эргатические функции служат базой профессиональной деятельности авиационного диспетчера, обеспечивая уменьшение неопределенности в связях между внутрисистемными элементами и с внешними условиями с целью максимального снижения рисков при осуществлении полетов. Раскрывается значение создания для диспетчера адекватного трудового поста на основе модели «SHEL». Обосновываются меры максимального приближения оперативной подготовки дежурных смен диспетчеров к условиям реального осуществления полетов. Доказывается, что для системного решения проблем организации государственных аэронавигационных услуг необходимо дополнение их разнородного нормативного регулирования разработкой полноценного Федерального закона «Об аэронавигационном обслуживании в Российской Федерации».

Ключевые слова: услуги аэронавигационного обслуживания, системный подход, эргатическая система, инструктаж и разбор полетов, профессиональный стандарт, законодательное регулирование.

System approach to organization of aeronautical air traffic service

Borisov I.V.,

Applicant at the JSC «ITKOR»

Abstract. The article substantiates the need for technological, organizational and economic modernization of the domestic system for the provision of air navigation services. The characteristic of the organization of air navigation services for air traffic as a high-tech system that is ergatic in nature is given. It is shown that ergatic functions serve as the basis for the professional activity of an aviation dispatcher, providing a reduction in the uncertainty in the relationships between the intra-system elements and external conditions in order to minimize risks during flights. The importance of creating an adequate job post for the dispatcher based on the SHEL model is disclosed. The measures of maximizing the approximation of operational training of duty dispatcher shifts to the conditions of actual flight operations are substantiated. It is proved that for a systematic solution to the problems of organizing state air navigation services, it is necessary to supplement their heterogeneous regulatory acts with the development of a full-fledged Federal Law «On Air Navigation Services in the Russian Federation».

Keywords: air navigation services, systematic approach, ergatic system, briefing and debriefing, professional standard, legislative regulation.

DOI: 10.33983/2075-1826-2019-4-80-86

Библиографический список

  1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ. Принят Государственной Думой 19 февраля 1997 года. Одобрен Советом Федерации 5 марта 1997 года (ред. от 03.08.2018).
  2. Стратегия развития Аэронавигационной системы Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс], — http://gosniiga.ru/wp-content/uploads/2018/11/2.-Ginzburg-V.V. Strategiya-aeronavigatsionnoj-sistemy-RF.pdf.
  3. ИКАО. Doc 9613 AN/937 Руководство по навигации, основанной на характеристиках (PBN). Международная организация гражданской авиации, 2013.
  4. ИКАО. Циркуляр 302 — AN/175. Сборник материалов «Человеческий фактор» № 16. Кросскультурные факторы и безопасность полетов. Международная организация гражданской авиации. Монреаль. Канада, 2004.
  5. ИКАО.Doc 9908 Доклад Конференции по экономике аэропортов и аэронавигационного обслуживания (CEANS). Монреаль, 15–20 сентября 2008 г.
  6. План основных мероприятий Федеральной аэронавигационной службы на 2007 год (Утвержден Приказом Росаэронавигации от 18.06.07 № 54).
  7. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход : монография / И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — 271 с.
  8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. — М: Академия, 2004. — 304 с.
  9. Основы теории управления воздушным движением : учеб. пособие / сост. В.А. Карнаухов. — Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2010. — 78 с.
  10. Борисов И.В. Важный элемент оптимизации бизнес-процесса оказания аэронавигационных услуг / И.В. Борисов // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. — 2019. — № 4. — С. 112–116.
  11. Клейнер Г.Б. Системная модернизация отечественных предприятий: теоретическое обоснование, мотивы, принципы / Г.Б. Клейнер // Экономика региона. — 2017. — Т. 13. —В. 1. — С. 13–24.

 



© 2008-2024 Акционерное общество «Издательский дом «Экономическая газета» (Joint Stock Company "Economic Newspaper" Publishing House)
Журнал «Конъюнктура товарных рынков», журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция»