На главную
О журнале Редакция Подписка Архив Авторам Контактная информация

Журнал «Менеджмент и бизнес-администрирование»
№1 / 2020


Высшее образование в интересах устойчивого развития: выгоды стейкхолдеров 

Котомина О.В.,

старший преподаватель департамента менеджмента, НИУ ВШЭ, г. Пермь,

Сажина А.И.,

старший преподаватель департамента менеджмента, НИУ ВШЭ, г. Пермь 

Аннотация. Образование — одна из ключевых целей устойчивого развития (УР), формирующая основу для улучшения условий жизни людей. Особую роль играют высшие учебные заведения, создающие институциональные рамки для обучения граждан устойчивому развитию, предлагающие новое понимание социальных проблем. С одной стороны, университет за счет образовательной, экспертной и исследовательской деятельности может создавать и распространять знания об УР, формировать соответствующие ценности. С другой стороны университет может выступать активным агентом реализации концепции УР, внедряя ее в собственную деятельность. В статье рассмотрена реализация концепции образования в интересах устойчивого развития с точки зрения стейкхолдерского подхода. На основе данного подхода в статье изучены возможные выгоды ключевых заинтересованных сторон развития устойчивого университета. Одним из значимых факторов, препятствующих реализации концепции является низкая осведомленность. В связи с отсутствием достаточного количества исследований, ориентированных на изучение интересов основных стейкхолдеров в рамках образования в интересах устойчивого развития, данная статья является попыткой сократить этот разрыв.

Ключевые слова: высшее образование, устойчивое развитие, образование в интересах устойчивого развития. 

Higher education for sustainable development: stakeholders benefits 

Kotomina O.V.,

Senior Lecturer of Management Department, NRU HSE, Perm Branch,

Sazhina A.I.,

Senior Lecturer of Management Department, NRU HSE, Perm Branch 

Abstract. Education is one of the key goals of sustainable development (SD), which establishes the basis for the improvement of the people’s living conditions. In this logic a special role is played by universities that create an institutional framework for educating citizens on sustainable development, offering a new understanding of social problems. On the one hand, universities can create and promote knowledge about SD by their educational, expert and research activities, hence developing relevant values among people. On the other hand, universities can become an active agent in implementing the concept of SD by introducing it into its own academic activities. The article considers stakeholder approach as one of the approaches to the implementation of the concept of education for sustainable development (ESD). Therefore based on this approach, the article explores the benefits of the key stakeholders of the sustainable university. Low awareness among key stakeholders is one of the significant factors that hindering the implementation of the SD concept. Due to the lack of a sufficient research focused on studying the interests of the main stakeholders in the framework of ESD, this article is an attempt to narrow this gap.

Keywords: higher education, sustainable development, education for sustainable development. 

DOI: 10.33983/2075-1826-2020-1-121-136 

Библиографический список

  1. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» № 204 от 07.05.2018.
  2. Багрова Л.А., Боков В.А., Бобра Т.В., Рудык А.Н. Роль университетов в реализации стратегии образования для устойчивого развития // Геополитика и экогеодинамика регионов. — 2009. — Т. 5. — № 1. — С. 95–100.
  3. Бузмаков С.А., Андреев Д.Н. Принципы устойчивого развития в ведущих мировых университетах // Географический вестник. — 2012. — № 2 (21). — С. 74–84.
  4. Гришина О.А., Завьялова Н.Б., Сагинова О.В. Устойчивое развитие университета: проблемы, опыт, перспективы // Информационная среда вуза XXI века. Материалы VI Международной научно-практической конференции. — 2012 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://it2012.petrsu.ru/thesis/17.doc (дата обращения: 12.10.2019).
  5. Киченко Л.П., Пестерникова М.В. Устойчивое развитие Пермского государственного национального исследовательского университета: перспективы внедрения // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. — 2014. — № 1. — С. 140–148.
  6. Наберушкина Э.К. Перспективы создания доступной среды // Вестник Саратовского государственного технического университета. — 2012. — Т. 1. — № 1. — С. 205–208.
  7. Насибулина А.С. Образование в интересах устойчивого развития и экологическая этика // Материалы ежегодной научно-практической конференции Экологическое образование в интересах устойчивого развития — Образовательное частное учреждение высшего образования «Академия МНЭПУ». — 2015. — Т. 2. — С. 318–323.
  8. Николаева Т.П., Бичева И.Б. Образование как необходимое условие достижения устойчивого развития и основа будущего прогресса // Вестник Мининского университета. — 2014 — № 4 (8). — С. 1–6.
  9. Пелихов Н.В., Каратаева Г.Е., Грошев А.Р., Безуевская В.А., Каратаев А.С., Косенок С.М. Университет в регионе: как есть и как надо // Университетское управление: практика и анализ. — 2017. — Т. 21. — № 4. — С. 116–129.
  10. Пестерникова Е.В. ПГНИУ — на пути к устойчивому университету // Междисциплинарные исследования. — 2013. — С. 98–101.
  11. Рахимова Н. Образование в интересах устойчивого развития: 30 лет спустя. Ведомости +1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://plus-one.ru/blog/community/obrazovanie-v-interesah-ustoychivogo-razvitiya-30-let-spustya (дата обращения: 30.07.2019).
  12. Слободчикова И.В., Боджаева В.В., Голденова В.С. Современный университет как субъект устойчивого развития региона в условиях инновационной экономики // Вестник СевКавГТИ. — 2014. — В. 17. — С. 42–46.
  13. Титов В.Т. Воронежский государственный университет: по пути устойчивого развития // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. — 2010. — № 1. — С. 83–87.
  14. Устойчивое развитие в России. Национальное агентство устойчивого развития. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://green-agency.ru/ustojchivoe-razvitie-v-rossii/ (дата обращения: 12.10.2019).
  15. Alghamdi N., den Heijer A., de Jonge H. Assessment tools’ indicators for sustainability in universities: an analytical overview // International Journal of Sustainability in Higher Education. — 2017. — Vol. 18. — № 1. — Pp. 84–115. doi https://doi.org/10.1108/ijshe-04-2015-0071.
  16. Bobylev S.N., Solovyeva S.V. Sustainable development goals for the future of Russia //Studies on Russian Economic Development. — 2017. — Vol. 28. — № 3. — Pp. 259–265. doi https://doi.org/10.1134/s1075700717030054.
  17. Colucci?Gray L., Camino E., Barbiero G., & Gray, D. From scientific literacy to sustainability literacy: An ecological framework for education // Science Education. — 2006. — Vol. 90 — № 2. — Pp. 227–252. doi https://doi.org/10.1002/sce.20109.
  18. Donaldson T., Preston L.E. The stakeholder theory of the corporation: Concepts, evidence, and implications // Academy of management Review. — 1995. — Vol. 20. — № 1. — Pp. 65–91.
  19. Elkington J. The Triple Bottom Line: Does it All Add Up? Assessing the Sustainability of Business and CSR // Edited by Adrian Henriques and Julie Richardson. Earthscan Publications. London. — 2004. — Pp. 1–16.
  20. Freeman R.E. Strategic management: A stakeholder approach. Cambridge: Cambridge university press, 2010. — 276 p. doi https://doi.org/10.1017/cbo9781139192675.003.
  21. Jorge M.L., Madueño J.H., Cejas M.Y.C., Peña F.J.A. An approach to the implementation of sustainability practices in Spanish universities // Journal of Cleaner Production. — 2015. — Vol. 106. — Pp. 34–44. doi https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2014.07.035.
  22. Kankovskaya A.R. Higher Education for Sustainable Development: Challenges in Russia // Procedia CIRP. — 2016. — Vol. 48. — Pp. 449–453. doi https://doi.org/10.1016/j.procir.2016.03.153.
  23. Karatzoglou B. An in-depth literature review of the evolving roles and contributions of universities to education for sustainable development // Journal of Cleaner Production. — 2013. — Vol. 49. — Pp. 44–53. doi https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2012.07.043.
  24. Larrasquet J.M., Pilnière V. Seeking a sustainable future–the role of university // International journal of technology management & Sustainable development. — 2012. — Vol. 11. — № 3. — Pp. 207–215. doi https://doi.org/10.1386/tmsd.11.3.207_1.
  25. Lee K., Barker M., Mouasher A. Is it even espoused? An exploratory study of commitment to sustainability as evidenced in vision, mission, and graduate attribute statements in Australian universities // Journal of Cleaner Production. — 2013. — Vol. 48 (10). — Pp. 20–28. doi https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2013.01.007.
  26. Lozano R. Incorporation and institutionalization of SD into universities: breaking through barriers to change // Journal of cleaner production. — 2006. — Vol. 14. — № 9–11. — Pp. 787–796. doi https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2005.12.010.
  27. Lozano R., Ceulemans K., Alonso-Almeida M., Huisingh D., Lozano F.J., Waas T., Hugé, J.A Review of commitment and implementation of sustainable development in higher education: results from a worldwide survey // Journal of Cleaner Production. — 2015. — Vol. 108. — Pp. 1–18. doi https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2014.09.048.
  28. Lukman R., Glavic P. What are the key elements of a sustainable university? // Clean Technologies and Environmental Policy. — 2007. — Vol. 9. — № 2. — Pp. 103–114. doi https://doi.org/10.1007/s10098-006-0070-7.
  29. Nejati M., Nejati M. Assessment of sustainable university factors from the perspective of university students // Journal of Cleaner Production. — 2013. — Vol. 48. — Pp. 101–107. doi https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2012.09.006.
  30. Ramos T.B., Caeiro S., Van Hoof B., Lozano R., Huisingh D. & Ceulemans K. Experiences from the implementation of sustainable development in higher education institutions: Environmental Management for Sustainable Universities // Journal of Cleaner Production. — 2015. — Vol. 106. — Pp. 3–10. doi https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2015.05.110.
  31. Rowe D. Education for a sustainable future // Science. — 2007. — Vol. 317. — № 5836. — Pp. 323–324. doi https://doi.org/10.1126/science.1143552.
  32. Stephens J.C., Hernandez M.E., Román M., Graham, A.C., Scholz R.W. Higher education as a change agent for sustainability in different cultures and contexts // International Journal of Sustainability in Higher Education. — 2008. — Vol. 9. — № 3. — Pp. 317–338. doi https://doi.org/10.1108/14676370810885916.
  33. Steurer R., Langer M.E., Konrad A. & Martinuzzi A. Corporations, stakeholders and sustainable development I: a theoretical exploration of business–society relations // Journal of business ethics. — 2005. — Vol. 61. — № 3. — Pp. 263–281.
  34. UNESCO (2006) Education for sustainable development. Quality education for all: basic competences for lifelong learning. The European Dimension and the Baltic Vision. — URL: http://www.unesco.org/education/efa/region_forums/eur_north_amer/svietimasvisiems_pdf (дата обращения: 11.10.2019).
  35. Van Weenen H. Towards a vision of a sustainable university // International Journal of Sustainability in Higher Education. — 2000. — Vol. 1. — № 1. — Pp. 20–34. doi https://doi.org/10.1108/1467630010307075.
  36. Velazquez L., Munguia N., Platt A., Taddei J. Sustainable University: what can be the matter? // Journal of Cleaner Production. — 2006. — T. 14. — № 9–11. — Pp. 810–819. doi https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2005.12.008.
  37. Wakkee I., van der Sijde P., Vaupell C., Ghuman K. The university's role in sustainable development: Activating entrepreneurial scholars as agents of change // Technological Forecasting and Social Change. — 2019. — Vol. 141. — Pp. 195–205. doi https://doi.org/10.1016/j.techfore.2018.10.013/
  38. Wright T.S.A. Giving «teeth» to an environmental policy: a Delphi study at Dalhousie University //Journal of Cleaner Production. — 2006. — Vol. 14. — № 9–11. — Pp. 761–768. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2005.12.007.
  39. Yarime M., Trencher G., Mino T., Scholz R.W., Olsson L., Ness B., Rotmans J. Establishing sustainability science in higher education institutions: towards an integration of academic development, institutionalization, and stakeholder collaborations // Sustainability Science. — 2012. — Vol. 7. — № 1. — Pp. 101–113. doi https://doi.org/10.1007/s11625-012-0157-5.
  40. Zaptcioglu Celikdemir D., Gunay G., Katrinli A., & Penbek Alpbaz S. Defining sustainable universities following public opinion formation process // International Journal of Sustainability in Higher Education. — 2017. — Vol. 18 (3). — Pp. 294–306. doi https://doi.org/10.1108/ijshe-06-2015-0105.
  41. Zhevlakova M. The state of education for sustainable development in Russia. In: Bobylev S., Perelet R. Sustainable development in Russia. Russian-German environmental information bureau. — 2013. — Pp. 105–112.


© 2008-2020 АНО «Академия менеджмента и бизнес-администрирования»
Журнал «Конъюнктура товарных рынков», журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция»