На главную
О журнале Редакция Подписка Архив Авторам Контактная информация

Журнал «Менеджмент и бизнес-администрирование»
№3 / 2020


Цифровые образовательные технологии в условиях повышения международной конкурентоспособности университетов 

 

 

Каменева Е.А.,
доктор экономических наук, профессор, проректор по учебной и методической работе, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва,
Можаева Г.В.,
кандидат исторических наук, директор Института онлайн-образования, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва,
Селиванова М.А.,
кандидат экономических наук, заведующий Лабораторией онлайн-обучения и анализа данных в образовании Института онлайн-образования, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва
Аннотация. В статье проведена оценка влияния пандемии на развитие дистанционного обучения и цифровых компетенций преподавателей вузов, входящих в состав Международной ассоциации организаций финансово-экономического образования. Проведен анализ динамики применения преподавателями цифровых технологий, сервисов и инструментов с ноября 2019 по июнь 2020 гг. Особое внимание было уделено исследованию изменения отношения преподавателей к дистанционному обучению в связи со сложившейся ситуацией, вызванной пандемией.
Ключевые слова: цифровые технологии, сервисы, инструменты, дистанционное обучение, цифровая экосистема вуза, цифровизация и технологизация образования, конкурентоспособность, пандемия.
Digital educational technologies in the context of increasing the international competitiveness of universities
Kameneva E.A., 
Doctor of Economic Sciences, Professor, Prorector for Educational and Methodical Work, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow,
Mozhaeva G.V.,
Candidate of Historical Sciences, Director of the Institute of Online Education, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow,
Selivanova M.A.,
Candidate of Economic Sciences, Head of the Laboratory of Online Learning and Data Analysis in Education of the Institute of Online Education, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow
Abstract. The article assesses the impact of the pandemic on the development of distance learning and digital competencies of university teachers who are part of the International Association of Financial and Economic Education. The analysis of the dynamics of the use of digital technologies, services and tools by teachers from November 2019 to June 2020 is carried out. Particular attention was paid to the study of changes in the attitude of teachers towards distance learning in connection with the current situation caused by the pandemic.
Keywords: digital technologies, services, tools, distance learning, digital ecosystem of the university, digitalization and technological development of education, competitiveness, pandemic.
DOI: 10.33983/2075-1826-2020-3-123-136
Библиографический список
1. Александрова Л.Д. Опыт проектирования индивидуальной образовательной траектории и тенденции персонализированного обучения // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы теории и практики профессионального образования в контексте глобализации». Челябинск, 2019. — С. 5. 
2. Вайндорф-Сысоева М.Е. Цифровое обучение в контексте современного образования: практика применения: монография / М.Е. Вайндорф-Сысоева, М.Л. Субочева; МПГУ. — М.: Диона, 2020. — 244 с. 
3. Захарова У.С., Сербин В.А., Фещенко А.В. Интеграция персональных учебных сред с LMS MOODLE // Открытое и дистанционное образование. — 2016. № 4 (64). — С. 44–52. DOI: 10.17223/16095944/64/7.
4. Копилка цифровых инструментов: инициативный проект Финансового университета при Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://pirsocenter.ru/kopilka.
5. Краснова Г.А., Можаева Г.В. Электронное образование в эпоху цифровой трансформации / Монография. — Томск, 2019. — 200 с.
6. Можаева Г.В., Селиванова М.А. Методические рекомендации для проведения дистанционных занятий: Что нужно знать для эффективной дистанционной работы преподавателя со студентами? [Электронный ресурс]. — URL: https://sites.google.com/view/pereshli-na-distant/главная-страница.
7. Перминова Л.М. Цифровое образование: ожидания, возможности, риски // Педагогика. — 2020. — Т. 84. — № 3. — С. 28–37. 
8. Российская школа Теории поколений «RuGenerations» [Электронный ресурс]. — URL: https://rugenerations.su/.
9. Хрулева А.А. Высшее образование и цифровое обучение // Гуманитарные науки (г. Ялта). — 2019. — № 4 (48). — С. 123–127. 
10. Цифровая мастерская преподавателя: инициативный проект Финансового университета при Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://pirsocenter.ru/masterskaya. 
11. Цифровые технологии в современном университете: анкета (ноябрь 2019 г.) [Электронный ресурс]. — URL: https://forms.gle/nRPyjw9PNQzYHkT76.
12. Цифровые технологии в современном университете: анкета (июнь 2020 г.) [Электронный ресурс]. — URL: https://forms.gle/Q5nhVbSVAtxrQAbg9.
13. Чечурина Е.В., Латышева Е.А., Крайнева Р.К. Цифровизация системы образования // Актуальные вопросы современной экономики. — 2020. — № 4. — С. 343–349. 
14. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений [Электронный ресурс]. — URL: https://clck.ru/QbKkZ.
15. Эффективность онлайн-практики обучения во время эпидемии в университетах по всей стране: материалы видеоконференции по созданию учебных программ на международной платформе онлайн-обучения в вузах. Министерство образования Китая, 10.04.2020, Пекин [Электронный ресурс]. — URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/gzdt_gzdt/s5987/202004/t20200410_442294.html.
16. Ali W. Online and Remote Learning in Higher Education Institutes: A Necessity in light of COVID-19 Pandemic // Higher Education. — 2020. — Т. 10. — № 3. 
17. Education: From disruption to recovery [Электронный ресурс]. — URL: https://en.unesco.org/covid19/educationresponse.
18. Jeff Maggioncalda. The Digital Transformation of Higher Education, COVID-19 and Beyond. // Coursera Virtual Conference. — 2020 [Электронный ресурс]. — URL: https://clck.ru/QbKxF. 
19. Lessons For Education during the COVID-19 crisis // World Bank. — 2020 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.worldbank.org/en/topic/edutech/brief/lessons-for-education-during-covid-19-crisis.
20. Mozhaeva G.V., Kameneva E.A., Maslova D.A. 5 reasons, which push Russian universities to produce massive open online courses // INTED 2020: 14th international technology, education and development conference, 2–4 march 2020, Valencia : conference proceedings. [Valencia], 2020. — P. 5948–5957.

Каменева Е.А.,

доктор экономических наук, профессор, проректор по учебной и методической работе, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва,

Можаева Г.В.,

кандидат исторических наук, директор Института онлайн-образования, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва,

Селиванова М.А.,

кандидат экономических наук, заведующий Лабораторией онлайн-обучения и анализа данных в образовании Института онлайн-образования, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва

Аннотация. В статье проведена оценка влияния пандемии на развитие дистанционного обучения и цифровых компетенций преподавателей вузов, входящих в состав Международной ассоциации организаций финансово-экономического образования. Проведен анализ динамики применения преподавателями цифровых технологий, сервисов и инструментов с ноября 2019 по июнь 2020 гг. Особое внимание было уделено исследованию изменения отношения преподавателей к дистанционному обучению в связи со сложившейся ситуацией, вызванной пандемией.

Ключевые слова: цифровые технологии, сервисы, инструменты, дистанционное обучение, цифровая экосистема вуза, цифровизация и технологизация образования, конкурентоспособность, пандемия.

Digital educational technologies in the context of increasing the international competitiveness of universities

Kameneva E.A., 

Doctor of Economic Sciences, Professor, Prorector for Educational and Methodical Work, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow,

Mozhaeva G.V.,

Candidate of Historical Sciences, Director of the Institute of Online Education, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow,

Selivanova M.A.,

Candidate of Economic Sciences, Head of the Laboratory of Online Learning and Data Analysis in Education of the Institute of Online Education, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

Abstract. The article assesses the impact of the pandemic on the development of distance learning and digital competencies of university teachers who are part of the International Association of Financial and Economic Education. The analysis of the dynamics of the use of digital technologies, services and tools by teachers from November 2019 to June 2020 is carried out. Particular attention was paid to the study of changes in the attitude of teachers towards distance learning in connection with the current situation caused by the pandemic.

Keywords: digital technologies, services, tools, distance learning, digital ecosystem of the university, digitalization and technological development of education, competitiveness, pandemic.

DOI: 10.33983/2075-1826-2020-3-123-136

Библиографический список

1. Александрова Л.Д. Опыт проектирования индивидуальной образовательной траектории и тенденции персонализированного обучения // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы теории и практики профессионального образования в контексте глобализации». Челябинск, 2019. — С. 5. 

2. Вайндорф-Сысоева М.Е. Цифровое обучение в контексте современного образования: практика применения: монография / М.Е. Вайндорф-Сысоева, М.Л. Субочева; МПГУ. — М.: Диона, 2020. — 244 с. 

3. Захарова У.С., Сербин В.А., Фещенко А.В. Интеграция персональных учебных сред с LMS MOODLE // Открытое и дистанционное образование. — 2016. № 4 (64). — С. 44–52. DOI: 10.17223/16095944/64/7.

4. Копилка цифровых инструментов: инициативный проект Финансового университета при Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://pirsocenter.ru/kopilka.

5. Краснова Г.А., Можаева Г.В. Электронное образование в эпоху цифровой трансформации / Монография. — Томск, 2019. — 200 с.

6. Можаева Г.В., Селиванова М.А. Методические рекомендации для проведения дистанционных занятий: Что нужно знать для эффективной дистанционной работы преподавателя со студентами? [Электронный ресурс]. — URL: https://sites.google.com/view/pereshli-na-distant/главная-страница.

7. Перминова Л.М. Цифровое образование: ожидания, возможности, риски // Педагогика. — 2020. — Т. 84. — № 3. — С. 28–37. 

8. Российская школа Теории поколений «RuGenerations» [Электронный ресурс]. — URL: https://rugenerations.su/.

9. Хрулева А.А. Высшее образование и цифровое обучение // Гуманитарные науки (г. Ялта). — 2019. — № 4 (48). — С. 123–127. 

10. Цифровая мастерская преподавателя: инициативный проект Финансового университета при Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://pirsocenter.ru/masterskaya. 

11. Цифровые технологии в современном университете: анкета (ноябрь 2019 г.) [Электронный ресурс]. — URL: https://forms.gle/nRPyjw9PNQzYHkT76.

12. Цифровые технологии в современном университете: анкета (июнь 2020 г.) [Электронный ресурс]. — URL: https://forms.gle/Q5nhVbSVAtxrQAbg9.

13. Чечурина Е.В., Латышева Е.А., Крайнева Р.К. Цифровизация системы образования // Актуальные вопросы современной экономики. — 2020. — № 4. — С. 343–349. 

14. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений [Электронный ресурс]. — URL: https://clck.ru/QbKkZ.

15. Эффективность онлайн-практики обучения во время эпидемии в университетах по всей стране: материалы видеоконференции по созданию учебных программ на международной платформе онлайн-обучения в вузах. Министерство образования Китая, 10.04.2020, Пекин [Электронный ресурс]. — URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/gzdt_gzdt/s5987/202004/t20200410_442294.html.

16. Ali W. Online and Remote Learning in Higher Education Institutes: A Necessity in light of COVID-19 Pandemic // Higher Education. — 2020. — Т. 10. — № 3. 

17. Education: From disruption to recovery [Электронный ресурс]. — URL: https://en.unesco.org/covid19/educationresponse.

18. Jeff Maggioncalda. The Digital Transformation of Higher Education, COVID-19 and Beyond. // Coursera Virtual Conference. — 2020 [Электронный ресурс]. — URL: https://clck.ru/QbKxF. 

19. Lessons For Education during the COVID-19 crisis // World Bank. — 2020 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.worldbank.org/en/topic/edutech/brief/lessons-for-education-during-covid-19-crisis.

20. Mozhaeva G.V., Kameneva E.A., Maslova D.A. 5 reasons, which push Russian universities to produce massive open online courses // INTED 2020: 14th international technology, education and development conference, 2–4 march 2020, Valencia : conference proceedings. [Valencia], 2020. — P. 5948–5957.

 



© 2008-2020 АНО «Академия менеджмента и бизнес-администрирования»
Журнал «Конъюнктура товарных рынков», журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция»