На главную
О журнале Редакция Подписка Архив Авторам Контактная информация
Журнал «Менеджмент и бизнес-администрирование»
№3 / 2021

Нейроэкономика в принятия оперативных и управленческих решений: философский аспект

Морозов В.А.,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры философии и методологии экономики, Экономический факультет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Аннотация. Данная статья посвящена философскому обсуждению формирующейся области — нейроэкономики, которая представляет собой изучение нейронных механизмов, участвующих в принятии решений и их экономическом значении. Представлены отдельные понятия рационального и иррационального принятия решений в философии, экономике и психологии. В междисциплинарном направлении нейроэкономика посредством логики и отдельных примеров исследует подходы в теории принятия решений. Характеризуется нейроэкономический учет иррациональности и подтверждается, что человек не всегда принимает рациональные решения. Отмечается, что в результате его мозговой активности, решения могут быть предопределены заранее, создавая так называемую «иллюзию выбора».

Ключевые слова: нейроэкономика, рациональность, иррациональность, решения, человек, полезность.

Neuroeconomics in operational and managerial decision-making: a philosophical aspect

Morozov V.A.,

Doctor of Economics, Professor, Professor, Department of Philosophy and Methodology of Economics, Faculty of Economics, Moscow State University named after M.V. Lomonosov

Abstract. This article is devoted to a philosophical discussion of the emerging field of neuroeconomics, which is the study of neural mechanisms involved in decision-making and their economic significance. Separate concepts of rational and irrational decision-making in philosophy, economics and psychology are presented. In the interdisciplinary field of neuroeconomics, through logic and individual examples, it explores approaches in the theory of decision-making. Neuroeconomical accounting of irrationality is characterized, and it is confirmed that a person does not always make rational decisions. It is noted that because of his brain activity, decisions can be predetermined in advance, creating the so-called «illusion of choice».

Keywords: neuroeconomics, rationality, irrationality, decisions, person, utility.

DOI: 10.33983/2075-1826-2021-3-04-09

Библиографический список

  1. Дули Р. Нейромаркетинг. Как влиять на подсознание потребителя. — М.: ООО «Попурри», 2013. — 270 с.
  2. Канеман Д. Думай медленно, решай быстро. — М.: Издательство АСТ, 2013. — 710 с.
  3. Ключарев В.А., Шмидс А., Шестакова А.Н. Нейроэкономика: нейробиология принятия решений // Экспериментальная психология. — 2011. — Т. 4. — № 2. — С. 14–35.
  4. Линдстром М. Увлекательное путешествие в мозг современного потребителя. — М.: Альпина Бизнес букс, 2012.
  5. Paul W. Glimcher, Ernst Fehr. Neuroeconomics: Decision Making and the Brain (2nd Edition). — Academic Press, 2013. — 575 р.
  6. Солодов А.К. Системная нейроэкономика: опыт построения модели национальной экономической системы и обеспечивающей ее подсистемы финансового менеджмента (модель социального рынка). — М.: Александра К. Солодова, 2015 // Электронная библиотека Финансового университета [Электронный ресурс]. — URL: http://elib.fa.ru/fbook/solodov_neiroeconomika.pdf/info (дата обращения 09.03.2021).
© 2008-2022 Акционерное общество «Издательский дом «Экономическая газета» (Joint Stock Company "Economic Newspaper" Publishing House)
Журнал «Конъюнктура товарных рынков», журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция»