На главную
О журнале Редакция Подписка Архив Авторам Контактная информация
Журнал «Менеджмент и бизнес-администрирование»
№3 / 2021

О повышении степени прогрессивности подоходного налога в России

Цховребов М.П.,

кандидат экономических наук, эксперт Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Москва)

Аннотация. Подоходный налог выполняет не только фискальную, но также социальную и регуляторную функции в экономике. В настоящее время основная нагрузка по выплате подоходного налога лежит на работниках с низкими и средними доходами. Для повышения социальной функции подоходного налога следует продолжить его реформирование для достижения большей прогрессивности. Общая прогрессивность подоходного налога зависит от структуры всех налоговых категорий, освобождений и вычетов, а не только от разницы максимальной и минимальной ставок. Как показано в статье, в российском налоговом законодательстве не предусмотрен нижний порог доходов, освобождаемый от подоходного налога, а суммы налоговых вычетов на детей не оказывают значимой поддержки семьям. При изменении параметров подоходного налога важен комплексный подход, учитывающий возможные последствия в виде выпадающих доходов регионов, чувствительных к данному виду налога.

Ключевые слова: подоходный налог, неравенство доходов, прогрессивный налог.

On increasing the degree of progressiveness of the income tax in Russia

Tskhovrebov M.P.,

Ph.D., Expert of the Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow)

Abstract. Income tax fulfills not only fiscal, but also social and regulatory function in the economy. Currently, the main burden of paying income tax in Russia is borne by workers with low and middle incomes. In order to increase the social function of the income tax, it is necessary to continue reforming it in order to achieve greater progressiveness. The overall progressiveness of income tax depends on the structure of all tax categories, exemptions and deductions, and not only on the difference between the maximum and minimum rates. As shown in the article, Russian tax legislation does not provide for a lower income threshold that is exempt from income tax, and the amount of tax deductions for children does not provide meaningful support to families. When changing the parameters of income tax, an integrated approach is important, taking into account the possible consequences in the form of a drop in income of regions especially sensitive to this type of tax.

Keywords: income tax, income inequality, progressive tax.

DOI: 10.33983/2075-1826-2021-3-74-82

Библиографический список

  1. Налоговый кодекс РФ часть 2 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/.
  2. Федеральный закон от 23.11.2015 № 317-ФЗ «О внесении изменения в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189227/.
  3. Давлетшин Т.Г. Реформирование налоговой системы России: проблемы и решения // Финансы и кредит. — 2018. — Т. 24. — № 2. — С. 465–488.
  4. Леухин Р.С., Суслина А.Л. Прогрессивность налогов на труд в России: текущая ситуация и оценка последствий возможных вариантов реформы НДФЛ // Финансовый журнал. — 2017. — № 6. — С. 50–63.
  5. Andersen T.M. Human Capital, Inequality and Growth // European Commission, Discussion paper, 2015 [Электронный ресурс]. — URL: https://ec.europa.eu/info/publications/economy-finance/human-capital-inequality-and-growth_en.
  6. Barrios S., Ivaskaite-Tamosiune V., Maftei A. and others. Progressive Tax Reforms in Flat Tax Countries // European Commission, Working Papers on Taxation and Structural Reforms, 2019 [Электронный ресурс]. — URL: https://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/handle/JRC118043.
  7. Dalamagas B., Kotsios St. Personal Income Tax: Incentive or Disincentive to Work Effort? // Revue economique. — 2008/4. — Vol. 59. — Рр. 777–811.
  8. Gentry W., Hubbard R. The effects of progressive income taxation on job turnover // Working Paper 9226, Cambridge, 2002.
  9. Godar S., Paetz C., Truger A. The scope for progressive tax reform in the OECD countries: A macroeconomic perspective with a case study for Germany // Revue de l’OFCE, Debats et Politiques. — 2015. — № 141 (5). — Рр. 79–117.
  10. Guvenen F., Kuruscu B., Ozkan S. Taxation of Human Capital and Wage Inequality: A Cross-Country Analysis // Review of Economic Studies. — 2014. — № 81 (2). — Pp. 818–850.
  11. Kalyva A., Princen S., Leodolter A., Astarita C. Labour Taxation and Inclusive Growth // European Commission, Discussion Paper, 2018 [Электронный ресурс]. — URL: https://ec.europa.eu/info/publications/economy-finance/labour-taxation-and-inclusive-growth_en.
  12. Kesselman J., Cheung R. Tax Incidence, Progressivity and Inequality in Canada // Canadian Tax Journal. — 2004. — Vol. 52. — № 3. — Pp. 709–789.
  13. Paulus A., Peichl A. Effects of Flat Tax Reforms in Western Europe on Equity and Efficiency // Journal of Policy Modeling. — 2009. — Vol. 31. — Pp. 620?636.
  14. Ragan Chr. Progressive Income Taxes and the Substitution // The Canadian Journal of Economics. — 1994. — Vol. 27. — № 1. —Pp. 43–57.
  15. Taxing Wages 2021 // OECD, 2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.oecd.org/tax/taxing-wages-20725124.htm/.
  16. Wagstaff A., E. van Doorslaer. What Makes the Personal Income Tax Progressive? A Comparative Analysis for Fifteen OECD Countries // International Tax and Public Finance. — 2001. — Vol. 8. — Pp. 299–316.
© 2008-2022 Акционерное общество «Издательский дом «Экономическая газета» (Joint Stock Company "Economic Newspaper" Publishing House)
Журнал «Конъюнктура товарных рынков», журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция»