На главную
О журнале Редакция Подписка Архив Авторам Контактная информация
Журнал «Менеджмент и бизнес-администрирование»
№1 / 2022

Применение цифровых технологий в процессе разработки и принятия управленческих решений в вертикально-интегрированных нефтяных компаниях

Субботин А.С.,

кандидат экономических наук, доцент экономического факультета, АНО ВО «Гуманитарный институт»

Аннотация. Цифровая трансформация деятельности нефтяных компаний обусловила необходимость принятия управленческих решений, основанных на анализе большого объема данных. Целью исследования становится анализ и оценка роли цифровых технологий в разработке и принятии управленческих решений в вертикально-интегрированных нефтяных компаниях (ВИНК). Объект исследования — процесс разработки и принятия управленческих решений в ВИНК. Предметом исследования являются цифровые технологии, применяемые управленцами в процессе разработки и принятия решений. Методология исследования включает в себя как общенаучные, так и частнонаучные методы, приемы и подходы, к их числу можно отнести методы анализа и синтеза, классификации и обобщения при изучении технологий принятия управленческих решений в ВИНК, структурно-функциональный, системный и ситуационных подходы, определяющие выбор необходимой цифровой технологии для принятия управленческого решения. Результаты исследования. В данной статье раскрыта роль цифровых технологий в процессе разработки и принятия управленческих решений в ВИНК в условиях глобальных вызовов и угроз.

Ключевые слова: вертикально-интегрированные нефтяные компании, цифровые платформы, цифровая трансформация экономики, управленческие решения, большие данные, искусственный интеллект.

Application of digital technologies in the process of development and management decision-making in vertically integrated oil companies

Subbotin S.A.,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Faculty of Economics, Humanitarian Institute

Abstract. The digital transformation of the activities of oil companies has necessitated the adoption of management decisions based on the analysis of a large amount of data. The purpose of the study is to analyze and evaluate the role of digital technologies in the development and adoption of management decisions in the vertically integrated oil companies. The object of the study is the process of developing and making managerial decisions in the vertically integrated oil companies. The subject of the research is digital technologies used by managers in the process of development and decision-making. The methodology of the research includes both general scientific and private scientific methods, techniques and approaches, among them are methods of analysis and synthesis, classification and generalization in the study of management decision-making technologies in the vertically integrated oil companies, structural-functional, systemic and situational approaches that determine the choice of the necessary digital technology for making a management decision. The results of the study. This article reveals the role of digital technologies in the process of developing and making management decisions in the vertically integrated oil companies in the context of global challenges and threats.

Keywords: vertically integrated oil companies, digital platforms, digital transformation of the economy, management solutions, big data, artificial intelligence.

DOI: 10.33983/2075-1826-2022-1-24-32

Библиографический список

  1. Брынцев А.Н. Экономика платформенных решений — новый этап развития страны // Проблемы рыночной экономики. — 2021. — № 3. — С. 98–107.
  2. Волков А.Т., Шепелев Р.Е. Современное состояние нефтегазовой отрасли — источника спроса инноваций // Вестник университета. — 2019. — № 6. — С. 68–76. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-6-68-76.
  3. В «Роснефти» разработали новый набор софта для разведки и добычи на замену импортному // TAdviser [Электронный ресурс]. — URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: 02.02.2022).
  4. Добыча нефтяного сырья // Минэнерго [Электронный ресурс]. — URL: https://minenergo.gov.ru/node/1209 (дата обращения: 24.01.2022).
  5. Информационные технологии в Лукойл // TAdviser [Электронный ресурс]. — URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Информационные_технологии_в_Лукойл#2020 (дата обращения: 02.02.2022).
  6. Козлов А.А. ЛУКОЙЛ: развивая концепцию Интеллектуального месторождения // Лукойл [Электронный ресурс]. — https://assets.dm.ux.sap.com/webinars/og-summit-online/pdfs/lukoil_kozlov_rus.pdf (дата обращения: 02.02.2022).
  7. Левина Е.В. Применение платформенных решений в оценке корпоративных ресурсов промышленных предприятий // Проблемы рыночной экономики. — 2021. — № 3. — С. 108–116.
  8. Линник В.Ю., Линник Ю.Н. Приоритетные направления инновационного развития нефтегазового комплекса в Cибирском федеральном округе // Управление. — 2019. — № 1. — С. 40–49.
  9. Нефтяники Татарстана цифровизируют мониторинг разработки месторождений // CDO2DAY [Электронный ресурс]. — URL: https://cdo2day.ru/news/tatneft-i-universitet-innopolis-cifrovizirujut-monitoring-razrabotki-mestorozhdenij/ (дата обращения: 03.02.2022).
  10. Никишов С.И. Адаптивно-интегрированная логистика и искусственный интеллект: монография. — М.: Белый ветер, 2021. — 261 с.
  11. Рыжов А.П. Гибридный интеллект. Сценарии использования в бизнесе / А.П. Рыжов. — Новосибирск: Академиздат, 2019. — 116 с.
  12. Тихопой Ю.М., Степаненко Д.А. Цифровая трансформация в нефтегазовой отрасли // Стратегии бизнеса. — 2021. — Т. 9. — № 2. — С. 58–61.
  13. ТЭК России: развитие и функционирование. 2021 // Минэнерго [Электронный ресурс]. — URL: minenergo.gov.ru›system/download-pdf/20322/154189 (дата обращения: 31.01.2022).
  14. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты: докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13–30 апр. 2021 г. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — 239 с.
© 2008-2022 Акционерное общество «Издательский дом «Экономическая газета» (Joint Stock Company "Economic Newspaper" Publishing House)
Журнал «Конъюнктура товарных рынков», журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция»