На главную
О журнале Редакция Подписка Архив Авторам Контактная информация
Журнал «Менеджмент и бизнес-администрирование»
№1 / 2023

Социологическая, гибридная, институциональная и психологическая модели человека в сфере управления

Морозов В.А.,

д.э.н., профессор, профессор кафедры философии и методологии экономики, Экономический факультет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Аннотация. Данная статья посвящена изучению многообразия моделей человека различных научных школ, неотъемлемо присутствующих в сфере управления. Исследованы социологические модели человека с их оценкой, относительно проявления их характерных черт. Раскрыты особенности институциональной и гибридной моделей и их специфики в вопросах управления. Изучены и взаимосвязаны характеристики психологического портрета человека, сведенные к определенным типам и помогающим определить их поведение при разрешении управленческих ситуаций. Рассмотрена модель психического и социального взаимодействия из теории игр с использованием силового варианта решения, поскольку формой социального повиновения является подчинение авторитету. Умозрительно представлена концепция человеческих отношений, которая отражает необходимые связи, включая социальное управление.

Ключевые слова: человек, социологическая модель, институциональная модель, психологическая модель, научные школы, управление.

Sociological, hybrid, institutional and psychological models of a person in the field of management

Morozov V.A.,

Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Philosophy and Methodology of Economics, Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University

Abstract. This article is devoted to the study of the diversity of human models of various scientific schools that are inherently present in the field of management. The sociological models of a person with their assessment regarding the manifestation of their characteristic features are investigated. The features of institutional and hybrid models and their specifics in management issues are revealed. The characteristics of the psychological portrait of a person, reduced to certain types and helping to determine their behavior in resolving managerial situations, are studied and interrelated. A model of mental and social interaction from game theory using a power solution is considered, since the form of social obedience is submission to authority. The concept of human relations is speculatively presented, which reflects the necessary connections, including social management.

Keywords: person, sociological model, institutional model, psychological model, scientific schools, management.

DOI: 10.33983/2075-1826-2023-1-160-167

Библиографический список

  1. Бурганова Л.А. Теория управления Элтона Мэйо: монография. — Казань: КГТУ, 2007. — 159 с.
  2. Веблен Т. Теория праздного класса. — М.: Прогресс, 1984. — 367 с.
  3. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. — М.: КомКнига, 2007. — 200 с.
  4. Дюркгейм Э. Правила социологического метода. — М.: АСТ, 2021. — 384 с.
  5. Конт О. Общий обзор позитивизма. Изд. 2-е. — М.: ЛИБРОКОМ, 2011. — 296 с.
  6. Модель человеческих взаимоотношений. — URL: https://yandex.ru/images?parent-reqid=1535532135685640-1667152992137211755183834-sas1-8301&source=wiz (дата обращения: 09.01.2023).
  7. Сорокин П. Кризис нашего времени: социальный и культурный обзор. — М.: ИСПИ РАН, 2009. — 384 с.
  8. Уильямсон О. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS. — 1993. — Т. 1. — Вып. 3. — С. 39–49.
  9. Lindenberg S. An Assessment of the New Political Ecomony: Its Potential for the Social Sciences and for Sociology in Particular // Sociological Theory. — 1985. — Vol. 3. — № 1. — Pp. 99–113.
  10. Polanyi K. The great transformation / 1st Beacon. Foreword by Robert M. MacIver. — Boston: Beacon Press, 1957. — 315 p.
  11. Sutor B. Politische Ethik. Gesamtdarstellung auf der Basis der christlichen Gesellschaftslehre. — Paderborn; M?nchen, 1992. — 338 p.
© 2008-2024 Акционерное общество «Издательский дом «Экономическая газета» (Joint Stock Company "Economic Newspaper" Publishing House)
Журнал «Конъюнктура товарных рынков», журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция»