На главную
О журнале Редакция Подписка Архив Авторам Контактная информация
Журнал «Менеджмент и бизнес-администрирование»
№1 / 2023

Ключевое звено комплекса антикоррупционных мероприятий

Бойко А.Н.,

доктор экономических наук, профессор, научный сотрудник Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; профессор кафедры «Государственное и муниципальное управление», Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Россия

Аннотация. Значительная работа всех органов государственной власти, проводимая последние 10–12 лет по разработке, внедрению и реализации антикоррупционных мероприятий, в том числе в рамках постоянного выполнения национальных планов противодействия коррупции, выразилась в итоге в неприемлемо скромных результатах. В этой связи цель настоящего исследования состоит в том, чтобы, во-первых, установить причины устойчивости относительно негативной тенденции, согласно данным правовой статистики, во-вторых, выявить основополагающее звено, реформированием которого можно качественно повысить действенность всего комплекса проводимых антикоррупционных мероприятий. Представляется, что проблема эта, соответственно — задача для решения, находится не в сфере борьбы с фактами (последствиями) коррупции, а в организационных механизмах превентивного предупреждения коррупции, изначально вмонтированных в структурно-функциональную организацию государственной службы во всех ее видах. Коррупция — это аномалия государственной службы, поэтому и глубинные ее основания следует искать в самой структурно-функциональной организации государственной службы, а не постфактум за ее пределами. Такое ключевое звено установлено, определено содержание его реформирования.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, коррупционная деятельность, квалификационные требования к гражданской службе, система антикоррупционной деятельности, этика государственной гражданской службы.

The key link of the anti-corruption complex events

Boyko A.N.,

Doctor of Economics, Professor, Researcher at the Financial University under the Government of the Russian Federation; Professor of the Department of State and Municipal Administration, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract. The significant work of all public authorities carried out over the past 10–12 years to develop, implement and implement anti-corruption measures, including as part of the ongoing implementation of national anti-corruption plans, resulted in unacceptably modest results. In this regard, the purpose of this study is, firstly, to establish the reasons for the stability of the relatively negative trend, according to legal statistics, and secondly, to identify the fundamental link, by reforming which it is possible to qualitatively increase the effectiveness of the entire complex of anti-corruption measures. It seems that this problem, accordingly, the task to be solved is not in the sphere of combating the facts (consequences) of corruption, but in the organizational mechanisms of preventive prevention of corruption, initially embedded in the structural and functional organization of the public service in all its forms. Corruption is an anomaly of the public service, therefore, its deep foundations should be sought in the structural and functional organization of the public service itself, and not after the fact beyond its borders. Such a key link has been established, the content of its reform has been determined.

Keywords: state civil service, corruption activity, qualification requirements for civil service, anti-corruption activity system, ethics of state civil service.

DOI: 10.33983/2075-1826-2023-1-63-78

Библиографический список

  1. Конвенция Организации Объединенных наций против коррупции // Администрация Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. — URL: https://www.gov.spb.ru/gov/protivodejstvie-korrupcii/info-materialy/konvenciya-oon-protiv-korrupcii/.
  2. Федеральный закон «О противодействии коррупции» (с изменениями на 6 марта 2022 года) от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ.
  3. Анализ выполнения Россией рекомендаций Группы государств против коррупции (ГРЕКО) по внедрению международных стандартов (IV раунд) / М.А. Логвинова, Г.В. Машанов, Н.Н. Мельник; под ред. Шуманова И.В. — М., 2019. — 145 с.
  4. Белинский В.В. Основные направления государственной антикоррупционной политики в субъектах Российской Федерации // Актуальные вопросы противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации: материалы науч.-практ. конф. — Казань, 2016. — 280 с.
  5. Бойко А.Н. О системной организации управления государственной гражданской службой и кадрами // Экономика, предпринимательство и право. — 2022. — Т. 12. — № 9. — С. 2543–2560.
  6. Винслав Ю.Б. Управленческие отношения: факторы влияния, направления совершенствования // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2022. — № 4. — С. 4–17.
  7. Еремин С.Г. Об использовании инструментов доказательной политики в сфере государственного управления // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2022. — № 4. — С. 57–64.
  8. Казачкова З.М. Антикоррупционная политика Германии: опыт, достижения, новые направления совершенствования // Вестник РПА. — 2020. — № 3. — С. 5–11.
  9. Камназаров М.М., Сарсенов А. Анализ национальных законодательств зарубежных государств в сфере борьбы с коррупцией (Сингапур, Южная Корея, США, Россия) // Научно-исследовательские материалы по противодействию коррупции [Электронный ресурс]. — URL: https://otkatovnet.jofo.me/440727.html.
  10. Нескородов Б.Н. Антикоррупционные стандарты применительно к кадровой политике: проблемы и перспективы // Актуальные вопросы формирования антикоррупционных стандартов и их применения: материалы всероссийской науч.-практ. конф. — Казань, 2017. — 292 с.
  11. Русецкий А.Е., Тухватуллин Т.А. Профилактика коррупционных правонарушений в частном секторе как средство минимизации давления на бизнес // Право и экономика. — 2019. — № 8. — С. 3–9.
  12. Шувалова Н.Н. Управление нравственными отношениями в системе государственной службы: ориентация на успех // Право и управление ХХI. — 2013. — № 2 (27). — С. 40–48.
  13. Ежемесячный сборник о состоянии преступности в России // Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://crimestat.ru/analytics.
  14. Индекс восприятия коррупции // Трансперенси Интернешнл [Электронный ресурс]. — URL: https://transparency.org.ru/research.
  15. Кодекс этики правительственной службы (Резолюция Конгресса 1958 г.) // StudFiles [Электронный ресурс]. — URL: https://studfile.net/preview/6724999/page:5.
  16. Опубликованы рекомендации по оценке эффективности антикоррупционных мер — оценивать устойчивость изменений // Антикоррупционный портал [Электронный ресурс]. — URL: https://anticor.hse.ru/main/news_page/opublikovany_rekomendatsii_po_otsenke_effektivnosti_antikorruptsionnyh_mer.
  17. Принципы этического поведения государственных служащих. Исполнительный указ 12731 от 17 октября 1990 г. // NASA [Электронный ресурс]. — URL: https://www.nasa.gov/offices/ogc/general_law/eo12731.html.
  18. Рекомендации Совета ОЭСР по вопросам публичной добропорядочности // OECD [Электронный ресурс]. — URL: https://www.oecd.org/gov/ethics/integrity-recommendation-ru.pdf.
  19. Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (утв. Минтрудом России) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_219036/.
© 2008-2024 Акционерное общество «Издательский дом «Экономическая газета» (Joint Stock Company "Economic Newspaper" Publishing House)
Журнал «Конъюнктура товарных рынков», журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция»