На главную
О журнале Редакция Подписка Архив Авторам Контактная информация
Журнал «Менеджмент и бизнес-администрирование»
№1 / 2023

Модели компетенций государственных гражданских служащих в условиях цифровой трансформации государственного управления

Харченко К.В.,

кандидат социологических наук, доцент, научный сотрудник (Финансовый университет при Правительстве РФ), доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Факультета «Высшая школа управления», Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия

Аннотация. Статья посвящена цифровым компетенциям государственных гражданских служащих, концептуальное осмысление которых видится актуальным вследствие разворачивающегося глобального процесса цифровизации экономики и управления, законодательных пробелов по данному аспекту деятельности, необходимости эффективной реализации национальных проектов и государственных программ в современных условиях, а также объективной потребности в установлении четких требований к качеству подготовки и эффективности функционирования управленческих кадров. Цифровые компетенции рассматриваются в контексте общего понятия компетенций как совокупности знаний и навыков работника, которые преломляются через ценностные ориентиры, личный опыт и отношение к окружающему миру. Показывается возрастание важности компетенций как результатов непрерывного образования именно в эпоху цифровизации, когда знания быстро устаревают. Рассматривается понятие цифровой грамотности как основы формирования цифровых компетенций. Представлен анализ наиболее популярных моделей компетенций современных специалистов, в которых учтены моменты, связанные с цифровой трансформацией управления и экономики. Показано, что акцент на лидерстве служащего в процессе цифровой трансформации не исчерпывает всех сторон служебной деятельности, так или иначе предполагающих взаимодействие с современными «цифровизированными» социальными институтами. В связи с этим на основе систематизации цифровых компетенций гражданских служащих предложены три новые модели, которые не охватывают полного перечня компетенций, но высвечивают важные аспекты служебной деятельности: 1) ролевая личностно-ориентированная модель, которая акцентирует внимание на необходимых условиях для выполнения гражданскими служащими заданных социально-управленческих ролей, увязанных с терминальными ценностями; 2) концентрическая личностно-профессиональная модель, подчеркивающая важность лидерских качеств служащего в преобразовании «ближней» и «дальней» среды; а также 3) проблемно-ориентированная модель, построенная по индуктивному принципу: от типичных проблем, связанных с цифровизацией, к их решению посредством реализации соответствующих компетенций. Сделан вывод о необходимости учета цифровых компетенций в процессе подготовки будущих управленцев, а также непрерывного образования и оценки деятельности нынешних служащих.

Ключевые слова: цифровые компетенции, цифровая компетентность, цифровая грамотность, цифровая трансформация, цифровизация.

Models of civil servants’ competencies in the context of digital transformation of public administration

Kharchenko K.V.,

Candidate of Social Sciences, Docent, Researcher (Financial University under the Government of the Russian Federation), Associate Professor of the Department of State and Municipal Management of the Faculty of Higher School of Management, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract. The article is devoted to the digital competencies of civil servants. The conceptualization of such competencies seems relevant due to the unfolding global process of digitalization of the economy and management, legislative gaps in this field, the need for the effective implementation of national projects and government programs in modern conditions, as well as the objective need to establish clear requirements for the quality of training and the effectiveness of the functioning of civil servants. Digital competencies are considered in the context of the general concept of competencies as a set of knowledge and skills of an employee, which are refracted through value orientations, personal experience and attitudes. It shows the increasing importance of competencies as the results of life-long education in the era of digitalization, when knowledge rapidly becomes obsolete. The concept of digital literacy is considered as the basis for the formation of digital competencies. An analysis of the most popular competences models of present-day specialists is presented, in which digital transformation of management and the economy is pointed out. It is shown that the emphasis on the leadership of a civil servant in the process of digital transformation does not exhaust all aspects of their activity, involving interaction with modern ‘digitalized’ social institutions. In this regard, based on the systematization of digital competencies of civil servants, three new models are proposed. These models do not cover a complete list of competencies, but highlight important aspects of performance: 1) a role-based personal-oriented model linked to terminal values; 2) a concentric personal-professional model that emphasizes the importance of leadership skills of a servant in transforming his/her ‘the near’ and ‘the far’ environment; and 3) a problem-oriented model built on the induction from typical problems associated with digitalization to their solution through implementation of relevant competencies. The conclusion is made about the need to take into account digital competencies in the process of training future managers, as well as life-long education and assessment of civil servants.

Keywords: digital competencies, digital competence, digital literacy, digital transformation, digitalization.

DOI: 10.33983/2075-1826-2023-1-79-89

Библиографический список

  1. Васильева Е.В., Пуляева В.Н., Юдина В.А. Развитие цифровых компетенций государственных гражданских служащих Российской Федерации // Бизнес-информатика. — 2018. — №? 4 (46). — С.?28–42. DOI:?10.17323/1998-0663.2018.4.28.42.
  2. Еремин С.Г. Об использовании инструментов доказательной политики в сфере государственного управления // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2022. — № 4. — С. 57–64.
  3. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики. — 2013. — № 4. — С. 16–31.
  4. Кайсарова В.П., Винокурова М.Ю. Профессиональное развитие цифровых компетенций современных государственных служащих: российский и зарубежный опыт // Государственное управление. Электронный вестник. — 2021. — № 88. — С. 216–232.
  5. Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления / под ред. М.С. Шклярук, Н.С. Гаркуши. — М.: РАНХиГС, 2020. — 84 с.
  6. Оборин М.С. Формирование цифровых компетенций управления государственных служащих в условиях нового экономического формата // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. — 2021. — Т. 7. — № 2. — С. 69–81.
  7. Панина О.В. Современный этап цифровой трансформации государственного управления // Финансовая жизнь. — 2022. — № 3. — С. 55–57.
  8. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей // Национальный психологический журнал. — 2014. — № 2 (14). — С. 25–31.
  9. Сушкова И.В., Гаркавцева А.С. Цифровые компетенции государственных гражданских служащих Российской Федерации: современное состояние и направления развития // Регион: системы, экономика, управление. — 2021. — № 2 (53). — С. 187–196.
  10. Токарева М.В. Цифровая компетенция или цифровая компетентность // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2021. — № 4 (52). — С. 133–140.
  11. Чуланова О.Л. Развитие мягких навыков (soft skills) руководителей в соответствии с целевой моделью компетенций // Материалы Афанасьевских чтений. — 2017. — № 4 (21). — С. 45–55.
  12. Шкурина Е.А. Цифровые компетенции государственных гражданских служащих Российской Федерации (на примере города Москвы) // E-Scio. — 2021. — № 2 (53). — С. 478–487.
  13. Carretero Gomez S., Vuorikari R., Punie Y. DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use. — Luxembourg, Publications Office of the European Union, 2017. — URL: https://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/handle/JRC106281.
  14. Gilster P. Digital Literacy. — N.Y.: Wiley Computer Publishing. 1997. — 276 p.
  15. McClelland D.C. Testing for competence rather than for intelligence // American Psychologist. — 1973. — Vol. 28. — Pp. 1–14.
© 2008-2024 Акционерное общество «Издательский дом «Экономическая газета» (Joint Stock Company "Economic Newspaper" Publishing House)
Журнал «Конъюнктура товарных рынков», журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция»