На главную
О журнале Редакция Подписка Архив Авторам Контактная информация
Журнал «Менеджмент и бизнес-администрирование»
№2 / 2023

Структурно-функциональная организация управления антикоррупционной деятельностью

Бойко А.Н.,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Государственное и муниципальное управление», Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Россия; действительный государственный советник РФ 3-го класса

Аннотация. Начиная с 2009 года перманентно принимаются правовые, организационные и методические меры по усилению противодействия коррупции. Однако данные правовой статистики и оценки международных организаций далеки от положительных заключений и даже прогнозных ожиданий.
В этой связи возникают существенные вопросы о причинах незатухающих коррупционных явлений в органах государственной власти, включая ее высшие уровни, и, соответственно, способах их преодоления. Одни аналитики и политики видят основную причину в качественной неразработанности принимаемых антикоррупционных мероприятий, другие же, включая автора, — в отсутствии системного управления государственной гражданской службой и кадрами, особенно на ее федеральном уровне. Проведенные преобразования структур в этой подсистеме управления не дали и не могут дать желаемых результатов. Поэтому работа посвящена обоснованию адекватной модели системного управления государственной федеральной службой, включая блок антикоррупционной деятельности.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, коррупция, антикоррупционная деятельность, органы противодействия коррупции, кадровая служба.

Structural and functional organization of anti-corruption activity management

Boyko A.N.,

Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of State and Municipal Administration, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia; Class 3 Active State Advisor of the Russian Federation

Abstract. Since 2009, legal, organizational and methodological measures have been permanently taken to strengthen the fight against corruption. However, the data of legal statistics and assessments of international organizations are far from positive conclusions and even forward-looking expectations.
In this regard, significant questions arise about the causes of persistent corruption phenomena in public authorities, including its highest levels, and, accordingly, ways to overcome them. Some analysts and politicians see the main reason in the qualitative lack of elaboration of the anti-corruption measures taken, while others, including the author, see the lack of systematic management of the state civil service and personnel, especially at its federal level. The carried out transformations of structures in this management subsystem did not and cannot give the desired results. Therefore, the work is devoted to the substantiation of an adequate model of system management of the state federal service, including the block of anti-corruption activities.

Keywords: state civil service, corruption, anti-corruption activities, anti-corruption bodies, personnel service.

DOI: 10.303983/2075-1826-2023-2-36-51

Библиографический список

  1. Конвенция ООН против коррупции // Консорциум Кодекс [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/901914053.
  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» от 21.12.2021 № 414-ФЗ.
  3. Положение об Управлении государственной службы и кадров Правительства Москвы, утв. постановлением правительства Москвы от 02.08.2005 г. № 581-ПП.
  4. Белинский В.В. Основные направления реализации антикоррупционной политики // Актуальные вопросы формирования антикоррупционных стандартов и их применения: материалы всеросс. науч.-практ. конф. (Казань, 31 мая 2017 г.). — Казань, 2017. — С. 10–14.
  5. Бойко А.Н. О системной организации управления государственной гражданской службой и кадрами // Экономика, предпринимательство и право. — 2022. — Т. 12. — № 9. — С. 2543–2560.
  6. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: учеб. пособие. Изд-е 2-е. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2001. — 200 c.
  7. Герейханова А. Президентский надзор // Российская газета. — 2023. — 16 марта. — № 55. — С. 1.
  8. Егоров И. Игорь Краснов: Прокуратура выходит за рамки привычных функций // Российская газета. — 2023. — 16 марта. — № 55.
  9. Ишутина Б.Е. Бюрократическая модель организации М. Вебера: возможности и ограничения ее применения для управления современной компанией // Экономика и менеджмент инновационных технологий. — 2014. — № 3. — Ч. 2 [Электронный ресурс]. — URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4602.
  10. Казачкова З.М. Антикоррупционная политика Германии: опыт, достижения, новые направления совершенствования // Вестник РПА. — 2020. — № 3. — С. 5–13.
  11. Камназаров М.М., Сарсенов А. Анализ национальных законодательств зарубежных государств в сфере борьбы с коррупцией (Сингапур, Южная Корея, США, Россия): научно-исследовательские материалы по противодействию коррупции // jofo.me [Электронный ресурс]. — https://otkatovnet.jofo.me/440727.html.
  12. Капралова С.А. Деятельность управления государственной гражданской и муниципальной службы Нижегородской области в качестве органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений в части организации представления и проверки сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера // Актуальные вопросы противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации: материалы науч.-практ. конф. (Казань, 09 ноября 2016 г.). — Казань, 2016. — C. 202–205.
  13. Майле А.Д., Старостин С.А. Особенности германского административно-деликтного законодательства // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2018. — № 1. — С. 158–166.
  14. Приятелев В.В. Практика взаимодействия уполномоченного органа субъекта РФ с органами местного самоуправления по исполнению мероприятий, направленных на соблюдение антикоррупционного законодательства в Вологодской области // Актуальные вопросы противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации: материалы науч.-практ. конф. (Казань, 09 ноября 2016 г.). — Казань, 2016. — С. 106–110.
  15. Рудковская Е.В., Войченко Н.В. Проблемы коррупции в Российской Федерации // Вестник КамчатГТУ. — 2015. — № 33. — С. 76–81.
  16. Соколов В.В. Организационно-правовые аспекты реализации антикоррупционных стандартов на государственной гражданской службе Орловской области // Актуальные вопросы формирования антикоррупционных стандартов и их применения: материалы всеросс. науч.-практ. конф. (Казань, 31 мая 2017 г.). — Казань, 2017. — С. 103–108.
  17. Хабриева Т.Я. Антикоррупционное законодательство: категорирование, систематизация и применение // Актуальные вопросы формирования антикоррупционных стандартов и их применения: материалы всеросс. науч.-практ. конф. (Казань, 31 мая 2017 г.). — Казань, 2017. — С. 15–21.
  18. Шувалова Н. Управление нравственными отношениями в системе государственной службы: ориентация на успех // Право и управление ХХI. — 2013. — № 2 (27). — С. 40–48.
  19. Ежемесячный сборник о состоянии преступности в России // Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://crimestat.ru/analytics.
  20. Индекс восприятия коррупции // Трансперенси Интернешнл [Электронный ресурс]. — URL: https://transparency.org.ru/research.
  21. Принципы поддержания этики на государственной службе // Лекции.Орг [Электронный ресурс] — URL: https://lektsii.org/8-8435.html.
  22. Совет генеральных инспекторов США по честности и эффективности (CIGIE) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.ignet.gov.
© 2008-2024 Акционерное общество «Издательский дом «Экономическая газета» (Joint Stock Company "Economic Newspaper" Publishing House)
Журнал «Конъюнктура товарных рынков», журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция»