|
||||||
Журнал «Менеджмент и бизнес-администрирование»
№1 / 2024 Проблема доверия интеллектуальным технологиям в процессе подготовки специалистов для цифровой экономикиЛевина Е.В., кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории проблем развития цифровой экономики, ИПР РАН; ведущий научный сотрудник института гуманитарных технологий и социального инжиниринга, Факультет социальных наук и массовых коммуникаций, доцент кафедры социологии, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия Аннотация. Цель статьи. Представленная работа посвещена проблеме доверия интеллектуальным технологиям, а именно цифровым платформам и технологиям искусственного интеллекта, в процессе поготовки специалистов, которые в дальнейшем будут работать в условиях цифровой экономики. Предметом исследования является феномен доверия инновационным технологиям и цифровым платформам, которые применяются в образовательной среде, а в будущем будут использованы в производственной деятельности. Цель статьи — выявить уровень доверия технологиям искусственного интеллекта в процессе обучения специалистов для цифровой экономики и выделить особенности его динамики. Материалы и методы. Методологическую базу данного исследования составили работы российских и зарубежных исследователей, автором статьи использованы такие общелогические методы, как анализ и синтез, классификация и обобщение в изучении типов и уровней доверия, системный и структурно-функциональный подходы для исследования особенностей построения интеллектуальных систем и их внедрения в образовательный процесс, математико-статистический метод и вторичный анализ данных для выявления динамики уровня доверия в образовательной среде, в целом, и инновационным технологиям, в частности. Результаты. Автором статьи представлен анализ динамики уровня доверия цифровым платформам и искусственному интеллекту в системе подготовки специалистов для цифровой экономики, выявлены основные тренды будущего развития, возможности и угрозы инновационного технологического обеспечения. Выводы. Представленные в работе сильные и слабые стороны, возможности и риски применения технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе указывают на направления дальнейших исследований и векторов формирования доверия. Применение. Полученные результаты могут быть использованы в проведении дальнейших исследований динамики уровня доверия интеллектуальным технологиям как в системе образования, так и в целом в отраслях и комплексах народного хозяйства. Ключевые слова: доверие, интеллектуальные технологии, высококвалифицированные специалисты, цифровые компетенции, цифровая платформа, образовательная среда, искусственный интеллект, генеративный интеллект, дополненный интеллект. The problem of trust in intelligent technologies in the process of training specialists for the digital economy Levina E.V., Candidate of Sociological Sciences, Senior Researcher at the Laboratory of Problems of Digital Economy Development, Market Economy Institute of RAS; Leading Researcher at the Institute Humanitarian Technologies and Social Engineering, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Associate Professor of the Department of Sociology, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia Abstract. The purpose of the article. The presented work is devoted to the problem of trust in intelligent technologies, namely digital platforms and artificial intelligence technologies, in the process of training specialists who will work in the digital economy in the future. The subject of the study is the phenomenon of trust in innovative technologies and digital platforms that are used in the educational environment, and in the future will be used in production activities. The purpose of the article is to identify the level of trust in artificial intelligence technologies in the process of training specialists for the digital economy and highlight the features of its dynamics. Materials and methods. The methodological basis of this study was the work of Russian and foreign researchers, the author of the article used such general logical methods as analysis and synthesis, classification and generalization in the study of types and levels of trust, systemic and structural-functional approaches to study the features of building intelligent systems and their implementation in the educational process, mathematical and statistical method and secondary data analysis to identify the dynamics of the level of trust in the educational environment in general, and innovative technologies in particular. Results. The author of the article presents an analysis of the dynamics of the level of trust in digital platforms and artificial intelligence in the system of training specialists for the digital economy, identifies the main trends of future development, opportunities and threats of innovative technological support. Conclusions. The strengths and weaknesses, opportunities and risks of using artificial intelligence technologies in the educational process presented in the work indicate the directions of further research and vectors of trust formation. Application. The results obtained can be used in further studies of the dynamics of the level of trust in intelligent technologies both in the education system and in general in industries and complexes of the national economy. Keywords: trust, intelligent technologies, highly qualified specialists, digital competencies, digital platform, educational environment, artificial intelligence, generative intelligence, augmented intelligence. DOI: 10.33983/2075-1826-2024-1-193-205 Библиографический список
|
||||||