На главную
О журнале Редакция Подписка Архив Авторам Контактная информация
Журнал «Менеджмент и бизнес-администрирование»
№1 / 2025

Принцип S-образного развития систем и его значение в менеджменте на основе системного подхода

Гумеров М.Ф.,

доктор экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Лаборатории микроэкономического анализа и моделирования, Центральный экономико-математический институт РАН, Москва, Россия

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению одного из базовых законов теории систем — S-образного развития их жизненных циклов. Анализируется значение этого правила для теории и практики менеджмента, организуемого на основе системного подхода. Особое значение в экономических системах всех сфер деятельности имеет обеспечение правильного перехода между старым и новым циклами. Эта работа является основой развития экономической системы по спирали, в соответствии с базовыми законами диалектики. Рассмотрены пути интеграции двух наиболее широко применяемых сегодня и в науке, и в практике моделей S-образного развития в экономической сфере. Первая из них описывает жизненный цикл компании (И. Адизес), вторая — продукта, который она производит и реализует на рынке (Ф. Басс и Э. Роджерс). Сформулирована концепция их интегрированного применения для выработки управленческих решений с более целостным и систематизированным обоснованием.

Ключевые слова: теория систем, системный подход, жизненный цикл компании, жизненный цикл продукта, системный менеджмент, принятие управленческих решений, PAEI-концепция Адизеса, модель диффузии инноваций Басса — Роджерса.

The rule of S-shaped development and its meaning for management based on the system approach

Gumerov M.F.,

Doctor of Economics, Docent, Leading Researcher, Laboratory of Microeconomic Analysis and Modeling, Central Economic Mathematical Institute of RAS, Moscow, Russia

Abstract. The article is devoted to exploring one of the main rules of the systems theory. This is the rule of the life cycles’ S-shaped development. Here we analyze the meaning of this rule for theory and practice of management based on the system approach. For the economical systems in all kinds of activities it is especially important to provide the right movement from the old life cycle to the new one. This movement is a base of an economical system’s development through the spiral way according to the fundamental laws of dialectics. Here we also analyze the ways of integrating two models of S-shaped development which are very popular today in economics as theory and practice. The first one created by I. Adizes describes a life cycle of a company. The second one created by F. Bass and E. Rogers describes a life cycle of product which is made and realized by a company. Here we offer the concept of integrated using these two model for managerial decision-making on more holistic and systemized base.

Keywords: theory of systems, system approach, life cycle of a company, life cycle of a product, system management, managerial decision-making, PAEI-conception by I. Adizes, Bass and Rogers diffusion model.

DOI: 10.33983/2075-1826-2025-1-256-264

Библиографический список

  1. Адизес И. Идеальный руководитель: почему им нельзя стать и что из этого следует. — М.: Альпина Паблишер, 2022. — 262 с.
  2. Адизес И. Управление жизненным циклом корпораций. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 512 с.
  3. Акимова Т.А. Теория организации: Учеб. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: РУДН, 2010. — 435 с.
  4. Волкова В.Н. Истоки и перспективы наук о системах: Монография. — М.: Издательство «КУРС», 2023. — 368 с.
  5. Гуриева Л.К. Теория диффузии инноваций // Инновации. — 2014. — № 4. — С. 5–10.
  6. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 423 с.
  7. Клейнер Г.Б. Системная парадигма и системный менеджмент // Российский журнал менеджмента. — 2008. — № 3. — С. 27–50.
  8. Краснова А.С. Маркетинговая деятельность при выводе нового товара на рынок // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. — 2023. — № 3 (93). — С. 466–471.
  9. Лебедева Е.А. Управление организацией с помощью жизненных циклов И.К. Адизеса // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. — 2015. — № 7. — С. 41–44.
  10. Леонов М.Е., Волкова Т.А. Сопоставительный анализ жизненного цикла организации по модели И. Адизеса и жизненного цикла проекта в рамках проектноориентированной методологии управления // Московский экономический журнал. — 2024. — № 4. — С. 626–646.
  11. Лисафьев С.В., Секирин В.Д. Основные этапы развития теории диффузии инноваций // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2012. — № 8. — С. 74–77.
  12. Привень А.И., Кынин А.Т. Об эволюции научных моделей // Методолог [Электронный ресурс]. — URL: http://www.metodolog.ru/node/945 (дата обращения: 31.01.2025).
  13. Садыков А.С. Анализ стадии «Юность» в модели «Жизненный цикл компании» Ицхака Адизеса на примере крупных мировых брендов // Евразийский Союз Ученых. Серия: экономические и юридические науки. — 2023. — № 9 (112). — С. 12–15.
  14. Ужахова А.М. Модели прогнозирования спроса на инновационный продукт // Аудит и финансовый анализ. — 2019. — № 5. — С. 53–58.
  15. ?enalp Ö., Midgley G., Maracha V., Shchepetova S. Resurrecting Bogdanov on the 150th anniversary of his birth // Systems Research and Behavioral Science. — 2023. — № 2. — P. 285–289.
© 2008-2025 Акционерное общество «Издательский дом «Экономическая газета» (Joint Stock Company "Economic Newspaper" Publishing House)
Журнал «Конъюнктура товарных рынков», журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция»